Московский Комсомолец
Moskovskij Komsomolets

Два юбилея вождя

Сталину дарили мотоциклы и уникальную мебель

Удивительный факт: до поры до времени в номерах “МК” его “раннего” периода напрочь отсутствовало даже упоминание товарища Сталина. “Ленинизмы” в различных вариантах можно встретить на страницах молодежного органа регулярно, товарищ Троцкий одно время мелькал в заметках довольно часто… Даже к персоне лидера немецких коммунистов Карла Либкнехта газета обращалась тогда регулярно, а вот Иосифа Виссарионовича будто и не существовало в природе!

Ситуация резко поменялась лишь в декабре 1929-го, когда отмечали 50-летие вождя.

Поздравления в адрес кремлевского юбиляра начали печатать еще за несколько дней до “красной даты”. 19 декабря “Московский комсомолец” вышел под броской “шапкой” “Железного большевика приветствует пролетариат СССР”:

“Со всех концов Советского Союза поступают приветственные телегарммы непримиримому борцу за ленинизм, стойкому вождю большевистской партии — тов. И. В. Сталину.

“Тов. Сталин! В твоем лице пролетарии-краснопутиловцы видят стойкого часового, хранящего партию и рабочий класс от всяких колебаний и шатаний, от всяких уклонов, от всяких извращений генеральной линии большевизма. Краснопутиловцы предлагают организовать мощный совхоз в ознаменование 50-летия тов. Сталина. Мы вызываем все заводы и фабрики Ленинграда наметить мероприятия для создания материальной базы этому совхозу. Мы вносим 5 тракторов в виде первого взноса на построение совхоза.”

В самый день юбилея, 21 декабря “под генсека” отдали едва ли не половину газетных площадей. Передовица, озаглавленная “Верный ученик Ленина”, шла за подписью С. Орджоникидзе:

“…О тов. Сталине сегодня пишет весь мир. Будет немало написано и впредь. Иначе и быть не может…”

Вся первая полоса занята текстами поздравлений — от ЦК, от ЦКК, от компартий Великобритании, США, Китая…

“В день вашего 50-летия Реввоенсовет от имени всей Рабоче-крестьянской Красной армии шлет горячий красноармейский привет вам, вернейшему ученику Ленина. … Сами вы никогда и нигде об этом не говорили, и даже не все члены партии и комсомола представляют себе в полном объеме ваше участие в Гражданской войне, но старые бойцы, командиры и политработники, — все, кто с оружием в руках … отстаивал пролетарскую власть, — все они хорошо знают, какое громаднейшее значение и какую решающую роль играли вы, наш старший и любимый боевой товарищ и соратник, в этой борьбе.”

Многочисленные подписи под этим поздравлением — сплошь фамилии легендарных военачальников: Ворошилов, Уншлихт, Гамарник, Буденный, Тухачевский, Егоров, Уборевич… Как тут не вспомнить, что пройдет еще несколько лет, и большинство из них будет уничтожено тем самым юбиляром, которого так восхваляли в 1929-м.

Сталинская тема доминировала и в нескольких последующих номерах газеты.

“МК” 22 декабря 1929 г.:

“Поздравительная телеграмма. “Сталину. Кремль. Москва. Сорренто, 21. Поздравляю, крепко жму руку. Горький.”

“МК” 24 декабря 1929 г.:

“Учитывая, что Московская горная академия являющаяся детищем Октябрьской революции, наполовину укомплектована рабочими-коммунистами, … Президиум ВСНХ СССР постановил удовлетворить ходатайство Горной академии и с сего дня переименовать ее в Московскую горную академию имени т. Сталина.”

Но все эти “реверансы”образца 1929 г. не идут ни в какое сравнение с тем “планетарным праздником”, организованным 20 лет спустя по случаю другого юбилея “отца народов”.

“МК” 3 декабря 1949 г.:

“21 декабря исполняется 70 лет со дня рождения тов. Сталина. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР образовал комиссию, на которую возложена разработка и организация проведения мероприятий, связанных с 70-летием со дня рождения тов. И. В. Сталина…” (В опубликованном списке этой комиссии под председательством Н. Шверника — помимо членов Политбюро еще немало известных персон: писатель А. Фадеев, художник-баталист Б. Греков, композитор Д. Шостакович, актриса З. Федорова, легендарный летчик трижды Герой А. Покрышкин…)

“МК” 12 декабря 1949 г.:

“…В Улан-Баторе открылась выставка “Товарищ Сталин — лучший и любимый друг монгольского народа”…”

“МК” 13 декабря 1949 г.:

“…11 декабря в москву прибыл специальный поезд с подарками И. В. Сталину от трудящихся Венгерской Народной Республики…”

“…В Серпухове, где в 1919 г. находился штаб Южного фронта и где с 11 октября по 29 декабря 1919 г. жил и работал Сталин, открыт музей...”

…Подпись под фото: “Молодежь любит слушать речи И. В. Сталина, записанные на грампластинки.”

“МК” 15 декабря 1949 г.:

“…В Варшаве, в здании Национального музея открылась выставка подарков польского народа тов. Сталину… Подарки размещены в шести больших залах. Среди подарков много хрустальных и фарфоровых ваз, макеты промышленного оборудования, мотоциклы, мебель, картины… Польское правительство посылает в подарок тов. Сталину бюро работы XVIII в., расписанное фламандским художником, золототканый пояс…”

“…Спортсмены и физкультурники столицы отмечают 70 лет со дня рождения любимого друга и учителя тов. Сталина разнообразными соревнованиями. В воскресенье 18 декабря по магистралям Москвы будет проведен автомотопробег в честь праздника… С 18 по 25 декабря пройдут соревнования городошников, конников, пловцов, стрелков, шахматистов, которые будут оспаривать специальные призы…”

“МК” 17 декабря 1949 г.:

“…Коллектив Московского электрозавода преподнес любимому вождю 100-тысячное магнето, выпущенное в 1933 г. …”

“…Необычный подарок из Индии: письмо, начертанное на обыкновенном зернышке риса…”

“МК” 21 декабря 1949 г.:

“…Государственное музыкальное издательство к 70-летию со дня рождения тов. Сталина выпустило много песен, посвященных великому вождю и учителю... В свет вышли “Кантата о Сталине” А. Александрова, “Песни о Сталине” М. Блантера, “Нас воля Сталина свела” В. Мурадели, “Казачья дума о Сталине” Е. Колесникова, “Величальная Сталину” В. Захарова. Изданы также русские, украинские, казахские, таджикские, мордовские и др. народные песни о тов. Сталине…”

“…В Болгарии опубликован в газетах текст всенародного адреса, направленного болгарским народом Генералиссимусу И. В. Сталину... Адрес подписали 5 миллионов болгарских трудящихся…”

“…Состоялся агитпоход лыжников столицы. На груди у спортсменов яркие плакаты со словами: “Слава родному Сталину!”, “Да здравствует тов. Сталин!”…”

“…В Третьяковской галерее открылась выставка “Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве”. На ней представлено около 200 произведений живописи, графики и скульптуры…”

Славословия вождю-юбиляру не иссякали на страницах газеты вплоть до самых предновогодних дней. Завершающим аккордом стала подборка стихотворений, присланных читателями в редакцию по случаю сталинского праздника и опубликованных в “МК” 29 декабря:

…”Как прекрасно жить на свете / На родной своей земле! / Вождь в рабочем кабинете / Думает о нас в Кремле.” (Курсант Е. Горшков)…

…”Я с детства услышал имя это / В сказаньях народных и песнях поэтов. / Мы с детства о счастье, о юности пели, / О человеке в походной шинели.” (Грузчик С. Самойленко)…

А ведь написаны-то эти корявые “вирши” искренно. Из всего потока праздничных публикаций, наверное, только они и являлись истиным проявлением любви советских людей (по крайней мере — какой-то их части) к своему “коммунистическому кумиру”.