Московский Комсомолец
Moskovskij Komsomolets

Классик на помойке

 “МК” первым заметил будущую знаменитую певицу

О детях наша газета всегда писала много. О проблемах детского воспитания и детского здоровья, о детской преступности… Особняком стоят публикации “положительного свойства”, посвященные достижениям школьников в различных областях, — чаще всего в художественном творчестве. Порой в таких заметках многолетней давности можно наткнуться на очень неожиданные факты.

Симпатичная детская мордашка смотрит со старой газетной фотографии. Характерные чуть выдающиеся скулы, задорно вздернутый носик… — Что-то знакомое проглядывает в чертах этой маленькой девочки, запечатленной фотокором “МК” В. Горшковым в далеком феврале 1940 г. Что-то, вызывающее ассоциации с телевизионной “картинкой” социалистических времен… Подпись под фото сразу рассеивает все сомнения: “Участники детского кружка художественной самодеятельности 634-й школы Ростокинского района г. Москвы… Слева — ученица 1-го класса “А” Майя Кристалинская.”

Так это же она — звезда советской эстрады 1960-х годов, почти ежедневно “светившаяся” тогда на телеэкране. Заслуженная артистка РСФСР, исполнительница десятков песен, ставших всенародно любимыми (в том числе и знаменитой пахмутовской “Нежности”). По какому-то удивительному совпадению или по наитию журналисты столичной “молодежки” 70-летней давности выбрали из множества детей, демонстрировавших свои художественные таланты, именно ее — будущую всесоюзную знаменитость. Короткая заметка рассказывает о первых сценических успехах Кристалинской. Оказывается, они были связаны вовсе не с пением.

“МК” 5 февраля 1940 г.:

“…Смотр художественной самодеятельности в 634-й школе бесспорно доказал наличие большого количества дарований, большую сплоченность школьников и педагогов, серьезное отношение коллектива и общественных организаций к смотру детской художественной самодеятельности г. Москвы. … Большой успех выпал на долю первоклассницы Майи Кристалинской, которая на пятиклавишной гармошке превосходно исполнила “Во поле березонька стояла” и “Светит месяц”. Этот и другие номера выделены на районный смотр.”

Среди соискателей лауреатских лавров того московского смотра-конкурса обнаруживаются и весьма “эксклюзивные” исполнители.

“МК” 14 февраля 1940 г.:

“С большим успехом прошло в 540-й школе Замоскворецкого района выступление шумового оркестра учащихся 3-го класса “Г”, исполнившего ряд популярных песен в том числе и марш из балета “Конек-Горбунок”. Детским оркестром умело управлял отличник учебы десятилетний Витя Баринов. … Организатор коллектива шумового оркестра — отец Вити, баянист хора русской народной песни Георгий Максимович Баринов…” (На фотографии к этой заметке можно рассмотреть “орудия труда” маленьких оркестрантов. Участники “шумового коллектива” вооружились погремушками, медными тарелками, колотушками, игрушками-свистелками…)

Конечно, папа-баянист — это очень ценный “общественно-воспитательный кадр”. Но вот учащимся другой столичной школы повезло еще больше: среди тамошнего родительского актива оказалось сразу несколько известных на всю страну артистов.

“МК” 6 февраля 1940 г.:

“Уже несколько лет группа родителей учащихся 110-й школы Краснопресненского района участвуют в работе кружков художественной самодеятельности. … Отец ученика Заявлина, режиссер МХАТа, ведет драмкружок старших классов. Народная артистка СССР А. Тарасова, сын которой учился в 110-й школе, давала детям концерты, беседовала со школьниками о своей работе, об искусстве актера. Народный артист СССР М. Тарханов выступает на пионерских сборах. Сын артиста учится в этой школе, и отец считает нужным помогать школе...”

Да простят меня молодые таланты сцены, но “попасть в газету” благодаря удачным выступлениям в самодеятельности — это все-таки уж слишком “заурядно”. Отдельным везунчикам удавалось увековечить свое имя на страницах “Московского комсомольца” куда более оригинальным способом. Об одном из таких случаев рассказал “МК” в своем номере от 24 февраля 1940 г.:

“НАХОДКА ВОЛОДИ АЛТУФЬЕВА. …Произошло событие, которое взволновало ученых, работающих над творчеством Л. Н. Толстого. … При жизни Л. Н. Толстого роман “Война и мир” выдержал 11 изданий. … Третье из них, вышедшее в 1873 г., подверглось коренной переработке [автором]. Однако рукопись с переделками [Толстого] не сохранилась.

Два года назад, играя с ребятами, пятиклассник Володя Алтуфьев, живущий в доме №5 по Дровяному пер., нашел среди мусора старую истрепанную книжку. Отец его, рабочий одного из московских заводов, человек, пристрастный к книгам и большой поклонник Толстого, развернул книжку — это были 5-й и 6-й тома “Войны и мира” издания 1868-69 г.г. Книга была истрепанная, замызганная, испещренная многочисленными помарками. — Бесчисленные поправки, карандашные и чернильные пометки, оттиски чьих-то запачканных краской пальцев мешали чтению. … Михаил Николаевич [Алтуфьев] снова просматривал книгу. “Быть может, это рука самого Толстого, — подумал он. — Уж очень странны эти надписи “Печатать” и “Не печатать”, переводы французских текстов на русский язык и многое другое!”

Летом прошлого года в Измайловском парке культуры и отдыха им. Сталина был доклад о Толстом. Читал его проф. Н. Гусев, в прошлом секретарь и близкий друг Л. Н. Толстого. После доклада к Гусеву подошел человек и показал ему истрепанную книгу.

— Это рука Льва Николаевича, — сказал профессор. — Это правка третьего издания. Где вы нашли эту книгу?

…Оказалось, что с этой книги производился типографский набор третьего издания “Войны и мира”. Вот почему в нем были надписи “Печатать”, “Не печатать”, поправки и помарки. Отпечатки пальцев оставили наборщики, чернильные пометки принадлежали другу Л. Н. Толстого — известному критику Страхову. Все карандашные надписи были сделаны собственноручно Толстым. … На днях М. Н. Алтуфьев передал драгоценную находку в Государственный литературный музей.

Как же случилось, что драгоценная рукопись была найдена мальчиком среди мусора? Одно из наиболее правдоподобных предположений приведет нас снова в дом №5 по Дровяному пер. Этот дом до революции принадлежал московскому купцу Брашнину, большому поклоннику Л. Н. Толстого. Возможно, рукопись была подарена Брашнину лично Толстым. А может быть, он приобрел ее в типографии, где печаталось третье издание “Войны и мира”. Затем книга, вероятно, попала к кому-нибудь из жильцов и была выброшена.”

Мораль из всего вышеизложенного напрашивалась однозначная: дети, если вы хотите в один прекрасный день прославиться и стать героями газетной публикации — почаще копайтесь в мусорных кучах!