Московский Комсомолец
Moskovskij Komsomolets

Загадки газетной арифметики

День рождения “Юнправды” переносили с одной даты на другую

В своем первом номере, вышедшем 11 декабря 1919 г., «Юный коммунар» был назван «еженедельным органом Московского комитета РКСМ», однако в действительности газета выходила гораздо реже. С декабря 1919 г. до середины мая 1920 г. редакция могла одолеть выпуск лишь семи газетных номеров, — и на этом следы «Юного коммунара» теряются…

Принято считать, что столичная «молодежка» продолжила свое существование уже под другим названием — «Юношеская правда». Однако автор этих строк, покопавшись в газетных подшивках, выяснил, что, возможно, в 1920-м на протяжении какого-то времени в столице печатались две молодежные газеты.

Самый ранний из сохранившихся до наших дней номеров «Юношеской правды» датирован 25 июля 1920 г. Внимательно рассмотрев этот неказистый листок можно обнаружить, что редакция «Юнправды» располагалась по тому же адресу, где трудились и «юные коммунары»: Б. Дмитровка, 15а (вот только указанный редакционный телефон другой). Но дата выхода первого номера «ЮП» не известна. Более того, при тщательном изучении старых подшивок обнаружилось, что в этом вопросе журналисты — преемники первых авторов молодежной московской газеты устроили изрядную путаницу.

Судите сами: четырехлетие «Юнправды» было весьма масштабно отмечено на станицах газеты 22 декабря 1923 г. А вот 5-летний юбилей почему-то «грянул» в номере «ЮП», выпущенном 17 января 1925 г.!

Рядом с газетным титулом «молодежки» в упомянутом уже ее выпуске от 25 июля 1920 г. есть типографская строчка: «1-й год издания», и таким образом подразумевается, что «Юнправда» стала печататься именно с 1920-го как самостоятельное издание, а не «наследница» какой-либо другой газеты — и, значит, существовавший до того «Юный коммунар» вроде бы не в счет. Это подтверждается и в тексте редакционной передовицы, опубликованной по случаю 5-летнего юбилея газеты: «Пять лет назад вышел первый номер «Юношеской правды» …Тогда нигде в комсомоле еще не было газеты, никто толком не знал, как строить ее, какая газета нужна молодежи. Путь был от двухполоски, выходившей один раз в месяц и то нерегулярно, к ежедневной областной газете…»

В последующем строчка с указанием года издания с первых полос «ЮП» на некоторое время исчезла, а, появившись вновь, сообщала уже совсем иную информацию. — Над титулом номеров, отпечатанных в 1923 г., читаем надпись: «5-й год издания». Простейшие арифметические подсчеты показывают, что такое может быть лишь, если вести отсчет существования «Юнправды» с 1919 г. — то есть с той поры, когда начал выходить «Юный коммунар». (А в праздничном номере, посвященном четырехлетию московской «молодежки», можно найти и подтверждающую это фразу: «Сегодня мы оглядываемся на четырехлетний путь от «Юного коммунара» в 1919 г. до «Юношеской правды» в 1923 г. …»)

Никаких более вразумительных фактов о дате фактической «трансформации» «Юного коммунара» в «Юношескую правду» обнаружить не удалось. — Видимо всю эту временную путаницу следует отнести исключительно к личным взглядам на данный вопрос тогдашних редакторов столичной «молодежки»: каждый из них считал возраст родной газеты по своему.

Зато с исчезновением названия «Юношеская правда» и заменой его на другое все абсолютно ясно.

Последняя газета с таким титулом поступила к читателям 22 января 1924-го. — В этот день всю страну уже накрыло волной траурных мероприятий по случаю смерти Ленина, однако на полосах «молодежки», сверстанных еще за несколько дней до того, нет ни намека на такое эпохальное событие.

Зато уже через день следующий номер газеты вышел под иным названием, — вместо «Юнправды» появился «Молодой ленинец». По этому поводу в редакционной передовице можно прочитать: «Юношеская правда»… в день смерти нашего великого вождя переименовывает себя в «Молодого ленинца». Под знаком Ильича газета будет не только рассказывать правду о жизни советской молодежи, но и вести ее по ленинскому пути — к коммунизму!»

Впрочем, прежнее название все-таки не исчезло совсем. На протяжении нескольких месяцев 1924-го на первой полосе газеты под напечатанным крупно титулом «Молодой ленинец» помещалось — в скобках, мелким шрифтом — и столь привычное всем комсомольцам в тогдашней Москве старое название: «Юношеская правда». В последний раз его можно увидеть в газете, датированной 6 ноября, а уже со следущего номера, выпущенного к очередной годовщине революции, московская «молодежка» окончательно превратилась в «Молодого ленинца».

Под таким названием комсомольский печатный орган просуществовал в столице вплоть до 31 мая 1928 г., когда было принято решение временно прекратить выпуск газеты. К этой истории мы еще вернемся, а сейчас — об одном примечательном моменте.

Редакция «правопреемника» «Молодого ленинца» — газеты «Московский комсомолец», которая начала выходить в 1929-м, — «запамятовала» о 10-летнем юбилее московской «молодежки». В номере, выпущенном 11 декабря 1929 г., когда фактически следовало отмечать этот праздник, на страницах «МК» можно встретить самые разные публикации: «Предупредим сползание к оппортунизму», «Вечер смычки ударников с пролетариями Москвы», «Стройтесь в ряды штурмовых колонн воинствующих безбожников!»,.. — но нет ни единого упоминания о том, что именно в этот день 10 лет назад в столице начала выходить первая молодежная газета. Молчат об этом и все последующие декабрьские выпуски «Комсомольца». Зато там можно найти объявление-поздравление от редакции: «18 декабря исполняется 10-летие существования комсомольской газеты «Смена», выходящей в Ленинграде.»

Про коллег вспомнили, а о себе забыли. Неужели руководители тогдашнего «МК» решили вовсе отказаться от предыстории своей газеты?